Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11 г. Челябинска"

Версия сайта

 

Советы логопеда 

учитель - логопед - Тарабаева Ольга Ивановна

 

 

Зачем нужна хореография ребѐнку с ОНР?

Хореография - замечательный предмет, особенно для ребёнка. Она развивает его очень разносторонне, помогает укрепить здоровье, воспитать вкус к красоте утончённость, гибкость, грацию. Хореография укрепляет здоровье ребёнка. Одним из несомненных плюсов занятий танцами, под присмотром опытного руководителя, для ребёнка является укрепление его здоровья. Нетравматичная нагрузка на сердце ребёнка укрепляет, и развивает его. Каждое упражнение, выполняемое на уроках танцев, симметрично. Это значит, что если выполняется упражнение на левую руку, то обязательно будет выполнено такое же - на правую. Если выполняется упражнение на развитие внутренней части бедра, значит, будет выполнено аналогичное для укрепления внешней его части, и так далее. Подвижные занятия танцами укрепляют сосуды, дают хороший приток крови ко всем внутренним органам, а многочисленные упражнения на растяжку развивают гибкость суставов и сухожилий.

Занятия танцами формирует фигуру и осанку ребёнка. Проблема вялой осанки (это медицинский термин) сегодня волнует очень многих родителей. В результате того, что ребёнок очень много времени проводит за домашним рабочим столом, выполняя домашнее задание, затем за компьютером и так далее, осанка становится очень дряблой. Это часть приводит к различным искривлениям позвоночника. А ведь недаром говорят, что позвоночник - основа всего здоровья.

Способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Доказано, что частое вдумчивое прослушивание красивой музыки, особенно классических произведений, самым положительным образом влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Но не только это положительно влияет на ребёнка во время уроков танца. Ему также приходится постоянно ловить ритм, уметь чувствовать и понимать музыку, "ловить" её. Это также развивает и вкус к самой музыке. Выступления требуют также хорошей памяти: нужно помнить, когда вступать, а когда нет, как двигаться, какое движение идёт вслед за каким, какова структура и последовательность танца. Так что хореография развивает также и память ребёнка, заставляя его думать головой.

Особенно актуально для маленьких детей ещё и то, что они начинают понимать собственное тело, осознавать зависимости, его свойства. Они начинают понимать, что танец - это не просто беспорядочное, хаотичное

размахивание руками и ногами на свой собственный лад, а особое искусство. Они начинают учиться двигать головой, вослед рукам, руками, вслед за ногами, выполнять одной рукой - одно движение, и в то же время второй рукой

- другое движение. Это заставляет полушария мозга кооперироваться для совместной работы, усиливает их связь, что впоследствии, гарантирует стабильный рост интеллекта у ребёнка.

Хореография помогает делу социальной адаптации ребёнка.

Хореографией дети занимаются в группах. Ребёнок понимает, что он не один, что вместе с ним все те же самые упражнения выполняют и другие детки. Каждый танцевальный коллектив - это команда. На тренировках часто приходится работать в паре, а во время выступления действовать, как единое целое. Это очень полезно для воспитания в ребёнке настоящего командного игрока и лидера.

Воспитывает в ребёнке дисциплину. Конечно, без дисциплины немыслимо достижение, каких угодно жизненных высот. Поэтому так важно воспитывать не только умение слушаться, но и умение следить за собой самостоятельно. Он начинает понимать, что регулярные занятия - необходимое условие всякого успеха. Помогает ему реализовать себя. Каждый ребёнок талантлив. Главное - дать таланту шанс, и тогда он обязательно покажет себя миру. Дайте и вы своему ребёнку продемонстрировать свои способности. Оставайтесь с ним на протяжении всего пути, поддерживайте его в сложные для него периоды, не позволяйте всё забросить в моменты слабости, и однажды, будьте уверены, вы будете гордиться его достижениями.

Включение занятий хореографией в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения: развивает оптико-пространственные, слуховые функции, музыкально-ритмические способности, эмоционально – волевую сферу, познавательные и творческие способности в речевой функциональной системе.

учитель – логопед Тарабаева О.И.

 

Дизартрия у детей.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности, в момент рождения, и в раннем возрасте:

• внутриутробные инфекции;
• тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
• родовая травма;
• перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
• ишемия головного мозга у новорожденных;
• пороки развития нервной системы;
• тяжелые наследственные заболевания.

В нашей группе находятся дети с легкой степенью дизартрии (другое название - стертая форма дизартрии). Эта форма проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. У таких детей:

• нарушен тонус артикуляционной мускулатуры по типу спастичности (напряжѐнности артикукляторных мышц), гипотонии или дистонии (снижения тонуса артикуляторных мышц);
• нарушена подвижность артикуляционных мышц. Степень нарушения подвижности арт. мышц может быть различной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды арт. движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх);

К специфическим нарушениям звукопроизношения относятся:

• стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
• специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При прерывании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);
• преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков;
• оглушение звонких согласных;
• смягчение твердых согласных звуков;
• нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
• нарушения речевого дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и слабый укороченный выдох);
• нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный);
• нарушения просодики (интонационно-выразительная окраска речи);
• недостаточность кинестетических нарушений в артикуляционном аппарате;
• вегетативные расстройства (гиперсаливация – усиление слюнотечения);
• наличие синкенезий (непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений);
• повышение рвотного рефлекса;
• наличие насильственных движений (гиперкинезов - непроизвольных, неритмичных, насильственных движений мышц языка, лица; и тремора - дрожания кончика языка, наиболее выраженного при целенаправленных движениях) в артикуляционной мускулатуре.

Эти дети плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава из – слабости мелкой моторики рук.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Коррекция

На 100% скорректировать дизартрию, пусть даже стертую, одними логопедическими и педагогическими методами невозможно.

Подход к устранению дизартрии должен быть комплексным и включать в себя:

Медикаментозное лечение:
• направленное на восстановление функций ЦНС;
• массаж и физиотерапевтические процедуры - цель которых, нормализация тонуса язычной и мимической мускулатуры;

логопедическую работу, которая включает в себя:

• артикуляционную гимнастику - необходимую для тренировки и развития подвижности органов артикуляционного аппарата; формирование артикуляционных укладов необходимых для произнесения того или иного звука;
• логопедический массаж, который нормализует тонус речевых мышц;
• дыхательные упражнения;
• развитие грамматического строя речи;
• формирование полноценной связной речи;
• работу над интонационной выразительностью речи;
• обучение самоконтролю своего произношения;

общеукрепляющую терапию, которая заключается в приеме витаминизированных препаратов.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от желания самого ребёнка в исправлении речи, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

учитель – логопед Тарабаева О.И.

Полезные сайты

Кабинет заведующего

Методический кабинет

Фотогалерея

Как нас найти?

Адрес:

г. Челябинск, ул. 250 лет Челябинску, 7а

Телефон:

7 (351) 734 34 21

ФИО директора (заведующего):

Амирова Ирина Николаевна

Электронная почта:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.